ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ
Последние темы
» Сайт кандидата в Президенты России Владимира Путина
автор Руслан Остров Вт Янв 16, 2018 10:20 am

» Ален Шварценеггер .
автор Руслан Остров Пт Янв 12, 2018 7:04 pm

» С Праздником Рождества Христова!
автор Руслан Остров Пт Янв 12, 2018 7:02 pm

» Новое медоборудование приобретено на средства, сэкономленные храмами Москвы и Московской области на покупке цветов к дню рождения Патриарха
автор Лидия Сб Дек 23, 2017 9:38 am

» Патриарх Кирилл призвал верующих усилить молитву о мире в Украине
автор Лидия Чт Дек 21, 2017 11:35 pm

» Локтионов Иван - мои работы
автор Локтионов Иван Вс Дек 17, 2017 7:01 pm

» Доска для иконы, вопросы по изготовлению.
автор Руслан Остров Сб Дек 09, 2017 8:01 am

» Церковь платит налоги
автор Лидия Сб Ноя 25, 2017 2:59 am

» Варианты основ под живопись в иконостас
автор Руслан Остров Чт Ноя 23, 2017 8:12 am

» Епископ Тихон (Шевкунов): Мы подожгли собственный дом
автор Лидия Пн Ноя 20, 2017 9:41 pm

» Поздравляем с днём рождения нашего Патриарха Кирилла
автор Лидия Пн Ноя 20, 2017 8:09 pm

» 14 цитат Ильича о преследованиях противников, в том числе и о церкви
автор Лидия Вс Ноя 12, 2017 10:15 pm

» Церковь оказывает помощь пострадавшим при обрушении дома в Ижевске
автор Лидия Сб Ноя 11, 2017 12:08 am

» Путь к Богу. Почему успешный художник стал священником
автор Лидия Пт Ноя 10, 2017 11:58 pm

» В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля
автор Лидия Пн Ноя 06, 2017 4:19 am

» Патриарх Кирилл объяснил, почему Церковь не предотвратила революцию 1917 года
автор Лидия Пн Ноя 06, 2017 4:14 am

» 6 ноября - празднуется икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»
автор Лидия Вс Ноя 05, 2017 9:05 pm

» Из всех деятелей революции Николай Второй вызывает у россиян наибольшую симпатию
автор Лидия Сб Окт 14, 2017 3:07 pm

» Поздравляю всех с праздником Покрова Пресвятой Богородицы
автор Лидия Сб Окт 14, 2017 1:44 pm

» Гримасы церковной демократии на Западе: собственник храма уволил архиерея
автор Лидия Чт Окт 05, 2017 11:16 pm

» Священник приравнял «Христианское государство» к Pussy Riot
автор Лидия Вс Окт 01, 2017 7:39 am

» Наталья Поклонская на заседании межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей
автор Руслан Остров Чт Сен 28, 2017 2:54 pm

» Проповедь отца Владимира (Вигилянского) на праздник Рождества Богородицы 2016 года
автор Лидия Сб Сен 23, 2017 10:51 pm

» С Праздником Рождества Пресвятой Богородицы
автор Руслан Остров Сб Сен 23, 2017 6:42 am

» Благоукрашение церквей-работы Руслана
автор Руслан Остров Сб Сен 23, 2017 6:42 am

» Что за движение "Сорок сороков"?
автор Лидия Вт Сен 19, 2017 9:47 pm

» Почему у православных нет ничего святого ?
автор Лидия Сб Сен 16, 2017 11:51 am

» Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев, безрукий и безногий
автор Лидия Сб Сен 16, 2017 9:04 am

» Что нужно знать защитникам "Матильда".
автор Руслан Остров Ср Сен 13, 2017 3:43 pm

» Представители Церкви приняли участие в пресс-конференции, посвященной всероссийскому Дню трезвости
автор Лидия Вт Сен 12, 2017 12:18 am

» Как отменить прокатное удостоверение фильму «Матильда»
автор Руслан Остров Сб Сен 09, 2017 12:39 pm

» Кто из Русской Православной Церкви выступил против фильма "Матильда".
автор Руслан Остров Сб Сен 09, 2017 11:23 am

» ПОЛНЫЕ СЛЮНЯВОГО ИДИОТИЗМА ОБВИНЕНИЯ НИКОЛАЯ ВТОРОГО В УБИЙСТВЕ ЖИВОТНЫХ.
автор Руслан Остров Сб Сен 09, 2017 8:00 am

» Сталин как шапочка из фольги, Андрей Десницкий, в правмире.
автор вован1 Вт Сен 05, 2017 7:25 am

» От Николая Второго до Хрущёва.
автор Лидия Вс Сен 03, 2017 6:39 pm

» Определитель архитектурных стилей
автор Руслан Остров Вс Сен 03, 2017 2:52 pm

» ГОЛОСУЕМ ЗА КАНДИДАТА НАТАЛЬЮ ПОКЛОНСКУЮ !
автор Руслан Остров Вс Сен 03, 2017 12:22 pm

» Манёвры администратора.
автор Руслан Остров Вс Сен 03, 2017 12:06 pm

» На Закарпатье вандалы срубили и сожгли 8-метровый поклонный крест на горе Полонина-Руна
автор Лидия Сб Авг 19, 2017 7:43 pm

» Поздравляем всех с Праздником Преображения Господня!
автор Лидия Сб Авг 19, 2017 4:01 pm

» Митрополит Волоколамский Иларион: «Это был поток атеистической пропаганды»
автор Лидия Пн Авг 14, 2017 12:19 am

» У верующих Украинской Православной Церкви отобрали еще один храм
автор Лидия Пн Авг 14, 2017 12:18 am

» Митрополит Онуфрий: «Дьявол часто прячется за ширму молчания»
автор Лидия Пн Авг 14, 2017 12:15 am

» Митрополит Сергий: «Захват храма — это только первый этап в борьбе против спасения»
автор Лидия Сб Авг 12, 2017 12:02 pm

» С Праздником святого Пантелеймона
автор Лидия Вт Авг 08, 2017 10:54 pm

» Пивные компании двигают рекламу своих брендов
автор Лидия Сб Авг 05, 2017 10:22 pm

» Реклама безалкогольного пива — лицемерие производителей алкоголя
автор Лидия Сб Авг 05, 2017 9:56 pm

» Митрополит Онуфрий: «надо не Церковь рвать к себе, а самому прилепляться к Ней»
автор Лидия Ср Авг 02, 2017 10:34 pm

» В Святогорской лавре ответили на очередной фейк СМИ
автор Лидия Ср Авг 02, 2017 9:40 pm

» Вселенский патриарх призвал украинские СМИ "говорить правду"
автор Лидия Сб Июл 08, 2017 11:28 pm

Ключевые слова

Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Январь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Календарь Календарь

Партнеры
Создать форум


В. Перов. Художник и писатель. За или против церкви.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

В. Перов. Художник и писатель. За или против церкви.

Сообщение автор Лидия в Вс Мар 17, 2013 7:27 pm

Не секрет, что наши замечательные художники, как истинно талантливые люди ещё и занимались писательским творчеством. В 2010 году вышла книга художника К.Коровина " О животных и людях" с иллюстрациями замечательного иллюстратора Н.Устинова, месяц назад попалась мне книга с рассказами В. Перова. Того самого художника, картинами которого десятилетия подряд иллюстрировали в учебниках правоту преследования православия атеистической властью. До сих пор на них строится и обличение Церкви рядом деятелей современной журналистики, наподобие Невзорова, чьим хобби является одновременно и научение читать лошадей на латыни и издание антиправославных книг Грекулова "Православная инквизиция","Нравы русского духовенства" и т.д. Сегодняшние секты или экономические культы не интересуют религиоведа, он был заточен на борьбу с православием, тем и пригодился



Вернусь к В. Перову. Не всё так просто в его творческом пути и отношении к Церкви, как представляют советские учебники. Художник, несмотря на ряд картин, обличавших действительность, скорее хотел напомнить христианам их настоящий христианский долг, а не призывал расправится с верой. У него есть замечательный цикл, посвящённый Христу.


Первые христиане в Киеве. 1880


Паломники. На богомолье. 1867


Вечер в Великую Субботу. 1873


Плач Ярославны. 1881


Снятие с креста.

Эти его произведения мы не проходили ни в средней школе, ни в художественной. К тому же его литературные произведения, отнюдь не свидетельствуют о его антицерковных настроениях. Даже есть главный персонаж, который на деньги, которые готовил для собственного выкупа от крепостной зависимости потратил на приобретение для Церкви Евангелия, чем и был счастлив. Но вот одно место в его произведении меня очень поразило. Это рассказ о жизни и смерти его натурщика, который ужасно трагичен. Это из произведение называется "Под крестом". Судьба этого человека и судьба его властелинов удивительным образом напоминает сегодняшних "хозяев" жизни, больных той же самой жадностью, европейством, либерализмом, по сути являющимся бесчувственным грабежом и убийством подвластных им людей, ради счастливой жизни "там" за бугром.




Отрывок из произведения В. Перова

"- Не так, сударь, изволите спрашивать: " Чьих был господ?". Вам бы следовало спросить, чьих я не был господ?... Многим, сударь, переслужил на своём веку... о-о-о-х, как многим... - говорил старик, качая головой. - Начиная от князя Хмурова, у которого до двадцатилетнего возраста был чтецом, музыкантом, а затем и камердинером, и далее - у князя Блудова, у графа Максютова, у генерала Беклешева, а потом у Нащокина, у Попова, Щербатова, Полторацкого и кончая господином Пустоваловым, при котором и получил свободу. Господин Пустовалов продал землю, лес, дом с родительским благосостоянием, продал всё, что мог продать, а сам уехал за границу, оставив нас без куска и угла, и , уезжая, только сказал на прощанье: " Ну, милые, ступайте теперь к тому, кто даровал вам свободу, - он милосерд, всех вас напоит, накормит, обует, оденет, а я вам, други мои, больше не кормилец". Крикнув затем ямщику; "пошёл", он выехал со двора и только за воротами, обернувшись к нам, провожавшим его дворовым, сделал ручкой... Уехал, а мы спустя день-другой, взяли по котомочке да разбрелись мыкать горе в разные стороны."

"Он был истинным поэтом скорби" - говорил о Перове его ученик М. Нестеров. Что ж он прав. Видимо, развитие мировозрения Перова шло как у многих - от критика церковной жизни до православного её понимания и принятия. На него тоже повлиял Достоевский, которого тот писал по просьбе Третьякова. Передачу из цикла " Библейский сюжет", посвящённую творчеству В. Перова, можно посмотреть здесь ( там, правда, надо отключать рекламу).
http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D1%8E%D0%B6%D0%B5%D1%82%20%20%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2&filmId=zB776eLg8gE%2C
Текст передачи отдельно: http://www.neofit.ru/modules.php?name=bs&file=displayimage&album=16&pos=-1005

Приведу лишь отрывок из передачи:
"1872 году Павел Михайлович Третьяков отправил письмо Фёдору Михайловичу Достоевскому с просьбой позировать для портрета. А написать его предложил Василию Перову, полагая, что понять сложный характер писателя, а то, что он очень сложный не было секретом, может понять только человек с характером не менее противоречивым. Жена Третьякова как-то сказала, что Перов желчен, ироничен и крайне самолюбив, но вместе с тем, во всем Московском училище нет преподавателя, который был так добр и заботлив к ученикам.


Холст, 99х80,5. 1872. ГТГ

Достоевские жили скромно – темные комнаты, старая мебель, но вокруг царил порядок. Художника встретила приветливая веселая хозяйка – Анна Григорьевна. Хозяин же, судя по всему, уже раскаивался, что согласился позировать. Он был недоволен, что придется отвлечься от романа, который был близок к завершению – «Бесы». Но когда Перов представился, он сразу вспомнил ту выставку десятилетней давности и обрадовался.

Недавно вернувшийся, где провел четыре года только потому, что не было денег на возвращение, Достоевский был полон новой идеей об особой христианской миссии России. «Всякий человек, если отходит от православия, тотчас же перестает быть русским. И мы, и художники, и писатели не должны расшатывать веру в людях. Церковь – вот спасение для русского человека, ее не нужно трогать». «Но разве не должны мы говорить о недостатках? – спросил Василий Григорьевич, писавший в то время «Монастырскую трапезу». – Ведь они очевидны всем, замалчивать – значит утаивать правду». «Да, вспомните у Шиллера: «путь к свободе ведет только через красоту». Вот назначение художника. А критиковать… Знаете, на войне не критикуют командиров». «Помилуйте, какая война?» «А Нечаев, социалисты, революция – это Вам что, не война!?»


"Старики-родители на могиле сына". Холст, 42х37,5. 1874. ГТГ

"Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка – муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о Вечном примирении и о Жизни бесконечной..." Иван Тургенев

За эти последние строчки «Отцов и детей» Иван Сергеевич вынужден был оправдываться перед левой прессой, кричавшей: «Что это у вас тут за христианский финал!?» Только оправдывался он зря, поскольку обвиняли его совершенно справедливо – это самый, что ни на есть православный взгляд на судьбу русского нигилизма. Достоевский, тоже начинавший с самого непримиримого отрицания, легко это смог Перову доказать. И в 74 году появилась эта картина. Спорить с ней было невозможно. Христос в России – как в пустыне; как в Гефсиманском саду: ученики Его спят и вскоре разбегутся. Иуда ведет стражников. Синедрион уже принял решение Его убить. И, зная обо всем, Христос все равно говорит Отцу: «Не Моя воля, но Твоя да будет!»
Теперь работа над «Трапезой» уже совершенно не шла, но он упорно дописывал ее, не желая оставить многолетний труд незавершенным. В итоге картина появилась только в 1876 году, когда она уже никому не была интересна, и в первую очередь самому художнику. Хуже того, пропагандисты возникшей в том году «Земли и воли» стали использовать ее в качестве наглядной агитации.

Василий Григорьевич перестал писать. Ушел из Товарищества передвижников, отчитавшись до последней копейки, как его многолетний казначей. Заболел чахоткой, и в сорок с небольшим, как пишет Нестеров, стал седым, разбитым стариком». Критика была к нему по-прежнему благосклонна: называла «отцом русского жанра», «Гоголем русской живописи», а еще «Островским, Тургеневым и Достоевским – вместе взятыми». Но сам он прекрасно понимал, что прав-то Крамской, говоря, что «еще четыре года назад Перов был впереди всех, а после Репинских «Бурлаков» он невозможен». Только, невозможен был старый Перов. А новый появился не задолго до смерти, в 1878 году, и сразу с двумя большими полотнами – «Снятие с Креста» и «Христос в Гефсиманском саду».



Хотелось бы мне встретить книгу, где бы описывались суждения самого Перова, подробно рассматривались его перемены в мировоззрении, но пока такой книги мне не попалось. Всё в основном посвящено самым культивируемым в советское время картинам - «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», «Сельский крестный ход на Пасхе», «Трапеза». Может, кто-нибудь знает такую книгу?


Последний раз редактировалось: Лидия (Сб Май 25, 2013 11:50 am), всего редактировалось 2 раз(а)

Лидия
Admin

Сообщения : 1206
плюсы : 3007
Дата регистрации : 2012-09-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: В. Перов. Художник и писатель. За или против церкви.

Сообщение автор Татьяна Сергеевна в Вт Мар 19, 2013 10:20 pm

Спасибо, Лида.Я тоже люблю эти передачи. Спасибо Д.Менделееву.
А о Василии Перове, душе болеющей за Русь скажу:

Не нам судить его: за дело
Родное, скорбное скорбел...
Душа его за Русь болела.
Её святою он хотел
Видать.А видел часто
Не то, что радует, а тьмит,
Что так не свято, не прекрасно,
И неприглядное на вид..
Он шёл по жизни нашей русской,
Скорбям отсчитывая счёт,
Стезёй народною и узкой
Единой в грязь и гололёд..
И Русь вмещалася в картины
Его, вливалась в полотно.
Богониспосланной причины
Прядь скрутит в нить веретено...





avatar
Татьяна Сергеевна

Сообщения : 1771
плюсы : 2941
Дата регистрации : 2012-09-09

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения