ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ
Последние темы
» Патриарх Варфоломей служит в пустых храмах.
автор Руслан Остров Ср Ноя 07, 2018 8:56 pm

» "Вера вечна". Православный хор инженерных войск.
автор Руслан Остров Пн Ноя 05, 2018 3:49 pm

» Иконы, украденные из Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря вернули в храм
автор Лидия Пт Июн 15, 2018 5:39 am

» Дарья Донцова: мое хорошее настроение зависит от этого купола
автор Лидия Пт Июн 01, 2018 10:05 pm

» История развития формы креста
автор Руслан Остров Вт Май 08, 2018 12:32 pm

» ПРАВОСЛАВНЫЕ ШУТЯТ
автор Руслан Остров Ср Апр 25, 2018 6:08 pm

» Благодатный огонь: правда и вымыслы
автор Дмитрий Желвицкий Пт Апр 20, 2018 10:17 pm

» С радостью готова принять заказы на написание икон
автор Руслан Остров Чт Апр 19, 2018 8:50 am

» ЦАРЕВНА-НЕ ЛЯГУШКА И ИВАН-ДУРАК. (сказка)
автор Руслан Остров Ср Апр 18, 2018 8:31 pm

» БЛОКИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗБЛОКИРОВАТЬ
автор Руслан Остров Ср Апр 18, 2018 2:49 pm

» КАК Я РАЗУВЕРИЛСЯ В ХИМИИ.
автор Лидия Ср Апр 18, 2018 1:09 pm

» ПРОВОЖУ ВЫЕЗДНЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ для церковных общин (Россия) и монастырей
автор Руслан Остров Пн Апр 16, 2018 12:40 pm

» Опасность модернизма в храмовом зодчестве
автор Руслан Остров Пн Апр 16, 2018 12:27 pm

» Со светлым Праздником Воскресения Христова!
автор Руслан Остров Пн Апр 16, 2018 12:23 pm

» Израиль обложил налогами все церковные постройки РПЦ: требует оплаты с 1948 года
автор Лидия Вт Апр 10, 2018 11:48 pm

» Складной стул.
автор Игорь Бурдейный Чт Мар 15, 2018 10:44 pm

» Чудо - скамейка
автор Михаил Комягин Ср Янв 31, 2018 10:28 am

» Бесчеловечное будущее - доклад в Давосе январь 2018
автор Руслан Остров Вс Янв 28, 2018 9:27 am

» Сайт кандидата в Президенты России Владимира Путина
автор Руслан Остров Вт Янв 16, 2018 10:20 am

» Ален Шварценеггер .
автор Руслан Остров Пт Янв 12, 2018 7:04 pm

» С Праздником Рождества Христова!
автор Руслан Остров Пт Янв 12, 2018 7:02 pm

» Новое медоборудование приобретено на средства, сэкономленные храмами Москвы и Московской области на покупке цветов к дню рождения Патриарха
автор Лидия Сб Дек 23, 2017 9:38 am

» Патриарх Кирилл призвал верующих усилить молитву о мире в Украине
автор Лидия Чт Дек 21, 2017 11:35 pm

» Локтионов Иван - мои работы
автор Локтионов Иван Вс Дек 17, 2017 7:01 pm

» Доска для иконы, вопросы по изготовлению.
автор Руслан Остров Сб Дек 09, 2017 8:01 am

» Церковь платит налоги
автор Лидия Сб Ноя 25, 2017 2:59 am

» Варианты основ под живопись в иконостас
автор Руслан Остров Чт Ноя 23, 2017 8:12 am

» Епископ Тихон (Шевкунов): Мы подожгли собственный дом
автор Лидия Пн Ноя 20, 2017 9:41 pm

» Поздравляем с днём рождения нашего Патриарха Кирилла
автор Лидия Пн Ноя 20, 2017 8:09 pm

» 14 цитат Ильича о преследованиях противников, в том числе и о церкви
автор Лидия Вс Ноя 12, 2017 10:15 pm

» Церковь оказывает помощь пострадавшим при обрушении дома в Ижевске
автор Лидия Сб Ноя 11, 2017 12:08 am

» Путь к Богу. Почему успешный художник стал священником
автор Лидия Пт Ноя 10, 2017 11:58 pm

» В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля
автор Лидия Пн Ноя 06, 2017 4:19 am

» Патриарх Кирилл объяснил, почему Церковь не предотвратила революцию 1917 года
автор Лидия Пн Ноя 06, 2017 4:14 am

» 6 ноября - празднуется икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»
автор Лидия Вс Ноя 05, 2017 9:05 pm

» Из всех деятелей революции Николай Второй вызывает у россиян наибольшую симпатию
автор Лидия Сб Окт 14, 2017 3:07 pm

» Поздравляю всех с праздником Покрова Пресвятой Богородицы
автор Лидия Сб Окт 14, 2017 1:44 pm

» Гримасы церковной демократии на Западе: собственник храма уволил архиерея
автор Лидия Чт Окт 05, 2017 11:16 pm

» Священник приравнял «Христианское государство» к Pussy Riot
автор Лидия Вс Окт 01, 2017 7:39 am

» Наталья Поклонская на заседании межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей
автор Руслан Остров Чт Сен 28, 2017 2:54 pm

» Проповедь отца Владимира (Вигилянского) на праздник Рождества Богородицы 2016 года
автор Лидия Сб Сен 23, 2017 10:51 pm

» С Праздником Рождества Пресвятой Богородицы
автор Руслан Остров Сб Сен 23, 2017 6:42 am

» Благоукрашение церквей-работы Руслана
автор Руслан Остров Сб Сен 23, 2017 6:42 am

» Что за движение "Сорок сороков"?
автор Лидия Вт Сен 19, 2017 9:47 pm

» Почему у православных нет ничего святого ?
автор Лидия Сб Сен 16, 2017 11:51 am

» Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев, безрукий и безногий
автор Лидия Сб Сен 16, 2017 9:04 am

» Что нужно знать защитникам "Матильда".
автор Руслан Остров Ср Сен 13, 2017 3:43 pm

» Представители Церкви приняли участие в пресс-конференции, посвященной всероссийскому Дню трезвости
автор Лидия Вт Сен 12, 2017 12:18 am

» Как отменить прокатное удостоверение фильму «Матильда»
автор Руслан Остров Сб Сен 09, 2017 12:39 pm

» Кто из Русской Православной Церкви выступил против фильма "Матильда".
автор Руслан Остров Сб Сен 09, 2017 11:23 am

Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Декабрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Календарь Календарь

Партнеры
Создать форум


Художники призывают защитить церковное искусство от обмирщения

Перейти вниз

Художники призывают защитить церковное искусство от обмирщения

Сообщение автор Лидия в Ср Янв 30, 2013 2:50 pm

Источник: Мирская жизнь образа. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/59062.htm
Автор: Антон Леонтьев

В статье много примеров недавнего западного архитектурного творчества. После них ещё больше радуешься приверженность к традиционным формам нашего храмового искусства. Мне всегда казались самыми интересными и красивыми именно церкви и монастыри.
...............................................................................................................................................................................................

Религиозное искусство – один из самых ярких соблазнов для современного художника. Если долгий процесс изучения и копирования образцов прошлого не очень притягателен, то идея привнести в пространство храма «новый свежий взгляд», который естественно бы продолжил линию, по которой сегодня развивается светское искусство в мировом культурном пространстве, оказывается весьма привлекательным.


Церковь Сент-Бернадетт дю Банлей в Невере (1966). Архитектор Клод Паран

Секция Рождественских чтений, посвященная современному церковному искусству, была одной из самых дискуссионных. Своим опытом наблюдения над нелегким путем религиозного искусства, которое последние двадцать лет с большим трудом пытается возродиться, с общественностью решили поделиться представители всех ведущих факультетов церковных художеств российских вузов. Среди них – представители Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Иконописной школы при Московской духовной академии, Иконописного отделения Санкт-Петербургской духовной академии, Православного гуманитарного института «Со-действие» и другие.

Современное прочтение образа

Двухдневная конференция привлекла и достаточно неожиданных специалистов. Например, режиссер-мультипликатор Юрий Пронин показал, как «политкорректно» избегается любое упоминание о христианстве даже в мультфильмах, напрямую рассказывающих о подвижниках Православия. Например, князь Владимир в одноименном мультике побеждает зло орудием языческого бога, живущего в волшебном дереве, а святую княгиню Февронию заказчик мультика потребовал нарисовать более «женственной и эротичной». С другой стороны, стала уже привычной профанация образов святых – в мультиках любят собирать все апокрифические факты о жизни того или иного подвижника, ведь так характер получается «интереснее», а картинка забавнее. «Если у вас есть художники-экспериментаторы, которые никак не вписываются со своими эпатажными трактовками христианских образов – присылайте их к нам, они тут точно приживутся», – иронично отметил режиссер.



Любопытным опытом поделилась Татьяна Кондратьева – педагог, преподающий историю искусства для будущих медиков-психиатров. Она показала, как квазииконичные произведения на христианскую тему иллюстрируют определенные душевные недуги. В качестве примера она привела работы отдельных художников от Казимира Малевича до наших современников, которые, в том числе, дерзают работать и для храма.

Почти каждый из шестнадцати выступавших с докладами экспертов привел собранный в течение последних лет конкретный материал: что и как рисуют, строят, вышивают и вырезают для храмов. Получилось своего рода портфолио того, как трансформировалось понимание иконописного образа за последние годы.

Умерла ли икона?

Как отметил преподаватель ПСТГУ протоиерей Николай Чернышев, эксперты сегодня по-разному оценивают состояние современного религиозного искусства. Часть из них считает, что традиция полностью утеряна и религиозное искусство находится в самой низкой точке своего падения. Кто-то предполагает, что ныне мы переживаем лишь один из периодов упадка, связанный с длительным периодом богоборчества. Наконец, есть и те, кто в целом удовлетворен средним уровнем художественных произведений, которые можно увидеть в православных храмах – ведь за двадцать лет сделано уже немало.



онечно, в церквях можно увидеть много примеров безвкусицы, гигантомании и китча. Во многом это издержки неопытности. «Архитектор сегодня проектирует торговый центр – а завтра ему закажут построить храм, а сам он при этом может быть не только неверующим человеком, но и абсолютно равнодушным к многовековым традициям церковного зодчества, – высказал свою излюбленную мысль, подсказанную богатым практическим опытом, известный архитектор Андрей Анисимов. – Люди берутся строить храмы, чтобы еще одновременно и самовыразиться. Они даже не осознают, насколько глубоко их незнание и насколько богата традиция христианского искусства».

Кроме того, достаточно оглянуться на общий культурный уровень нашего общества – а ведь и настоятели, и ктиторы, и сами художники, которые допускают фальшивую роскошь, так же необразованны, как и большая часть народа. «Иконописный образ сейчас вытеснен из нашей культуры. Икону никогда не покажут по телевидению, ей нет места в публичном пространстве. Долгие годы никто не воспитывал у нас понимание образа, в результате христианские символы и духовная красота иконы представляются обывателям абсолютно непонятными, – рассказала профессор Санкт-Петербургского института живописи, ваяния и зодчества имени Репина Нонна Яковлева. «Такая духовная слепота характерна даже для воцерковленных людей – ведь все мы еще только ищем свой путь в Церковь», – добавила она.

По мнению декана факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерея Александра Салтыкова, «сейчас нужно быть особенно осторожными с художественными экспериментами и поисками в области религиозного искусства, так как художники, которые сегодня работают в храмах России, крайне поверхностно знают традицию».



«Мы не должны пускать в храм художников, равнодушных к Церкви», – отметил он. «А в поисках путей развития церковного искусства следует обращаться к собственному древнему наследию, а не к современным западным экспериментам, тем более что метод эксперимента, подражание образцам современного искусства – это зачастую просто отражение гордыни и возведение в абсолют собственной индивидуальности художника, что никак не может способствовать созданию истинно религиозных по духу произведений», – также сказал отец Александр.

«Сегодня необходимо, прежде всего, учиться, копируя древние памятники. Этот этап невозможно “перепрыгнуть” и сразу перейти к свободному творчеству. Мы не знаем нашей традиции. Мы забыли ее даже не в XX веке, а уже в XVIII. Поэтому, не имея собственного фундамента и основ, мы бежим на страну далече, а от своих традиций отказываемся окончательно», – подчеркнул искусствовед.

Человек бунтующий

По мнению других участников конференции, «вечная» проблема соотношения традиций и новаторства в религиозном искусстве сегодня ставит вопрос о выживании самой христианской религиозной традиции. «Процессы глобализации и секуляризации не просто вторгаются в храмовое искусство, как это постепенно совершалось на протяжении предыдущих веков. Они агрессивно навязываются массовой культурой, почвой для которой стал contemporary art, провозглашающий разрушение традиций, в том числе и ценностных ориентиров и моральных устоев», – заявил автор нашумевшей книги «Антиискусство» архитектор Андрей Яхнин. По его словам, такие «антииконы» получили в последнее время широкое распространение, более того, они очень активно навязываются интеллектуальной «элитой» всему обществу, которое не имеет сегодня четких нравственных ориентиров, и потому равнодушно, а иногда и с радостью принимает эти новые, яркие и запоминающиеся образы.



Участники конференции показали фотографии современных икон, напрямую иллюстрирующих отход от традиции и полное непонимание символики святых образов. Например, – изображение Богоматери «Футбольной», где Богомладенец изображен с мячом в руках (в преддверии чемпионата Европы по футболу эту икону благословил один из католических епископов на Украине). Также было показано множество очень низких по качеству живописных изображений Богоматери и святых, широко распространенных в христианских храмах.

«Современная культура не имеет ничего общего с культурой предыдущей эвдемонической эпохи, которая берет свое начало от Ренессанса и заканчивается началом XX века. Если та культура была антропоцентрична, то современная культура демонична, в центре ее стоит человек бунтующий, человек, выбравший культ “абсолютной свободы” от Бога и Его заповедей», – считает известный искусствовед протоиерей Борис Михайлов.


Католическая церковь в Ливерпуле

«Судя по всему, сегодня наступил именно такой момент, когда все члены Церкви в меру свих сил должны начать соборное осмысление этих острых вопросов современности. Если мы этого не сделаем, то современная культура продолжит проникновение в Церковь. Вспоминая недавние события в Храме Христа Спасителя и особенно дальнейший их пиар, могу сказать, что неожиданностью это стало только для тех, кто совсем не знаком с актуальным искусством», – добавил Андрей Яхнин.

Анализируя действия представителей Римо-католической церкви, которые пытаются «воцерковить» современное искусство, Андрей Яхнин отметил, что, расценивая это желание как положительное, вместе с тем нельзя не сказать о неоднозначности полученного результата. «Чаще всего вместо диалога между церковью и современным искусством, которого добивались католики, мы видим лишь провокации со стороны агрессивной современной культуры», – подчеркнул он.


Капелла Марка Ротко с «черными квадратами»

В качестве примера такого неудачного сотрудничества архитектор привел историю с привлечением художника-экспрессиониста Марка Ротко для проектирования и оформления католической капеллы при университете св. Фомы в Хьюстоне. «Важную часть евангельской истории для католического богословия – Страсти Христовы, – этот художник изобразил в виде четырнадцати темных геометрических абстракций, символизирующих “четырнадцать остановок” Крестного пути. Результатом такого сомнительного эксперимента стало превращение капеллы в место собрания деятелей современного искусства и культуры, а затем и вовсе в ее трансформирование в откровенно оккультное заведение с туманным названием “Храм всех религий”. Сейчас бывшая капелла открыта для сеансов дзен-буддийской и ламаистской медитации и иудейских и зороастрийских молений», – поведал Андрей Яхнин.

По его мнению, в этой ситуации «отставание Православной Церкви» от западных христиан в деле «сближения» с современным искусством оборачивается безусловным благом, позволяющим Ей спокойно и трезво осмыслить феномен contemporary art и свое отношение к нему.


Раскольническая церковь в Киеве

«Это не значит, что Церкви надо отстраниться от процессов, происходящих в современной культуре, предоставив своим членам самостоятельно разбираться с ними. Скорее, необходим взвешенный и профессиональный разговор на эту тему. Возможно, даже более или менее однозначная, соборно выработанная позиция. В то же время нужно быть готовым к неизбежным и весьма жестким провокациям со стороны радикального крыла актуального искусства с целью намеренно обострить ситуацию», – заключил эксперт.

Запад нам поможет

Поучительный пример «сближения позиций» современного искусства и христианства дает нам история развития архитектуры и искусства католической церкви в ХХ веке. Этот сложный процесс подробно проанализировала завкафедрой иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ Екатерина Шеко.


Монастырь Ла-Туретт. Архитектор Ле Корбюзье

Она рассказала, какие изменения прошли в период подготовки, внедрения и развития идей Второго Ватиканского собора в повседневную жизнь католических приходов.

Одним из идеологов этого процесса в католическом церковном искусстве стал Мари-Алан Кутюрье (1897-1954) – бенедиктинский монах, художник и теоретик искусства, который принимал активное участие в деле возрождения Римо-католической церкви во Франции после Второй мировой войны. Именно он привлек и вдохновил Ле Корбюзье на создание его знаменитых «шедевров» – капеллы Роншан и монастыря Ла-Туретт.


Капелла Роншан. Архитектор Ле Корбюзье

«Мари-Алан Кутюрье писал: “Лучше обращаться в сфере искусства к гениям без веры, чем к верующим без таланта”. Многие изыскания Кутюрье в области Церковного искусства были провокационными для своего времени, но теперь они стали эталоном “настоящего искусства”», – рассказала Екатерина Шеко.

«Влияние идей Второго Ватиканского собора постепенно проникает и в православные умы, которые, к сожалению, не совсем понимают, откуда текут эти “флюиды”», – добавила она.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101005/100593.p.jpg
Внутренний интерьер Нотр-Дам-де-Тут-Грас. Композиция носит название «Битва добра и зла»

Уступки миру, сделанные тогда, привели католическую церковь к новой фазе кризиса, освободив общество от традиционных христианских моральных устоев. Свободное общение с миром привело церковь к той грани, переступив через которую, ей придется уже отказаться от евангельских истин. И папа Бенедикт XVI справедливо опасается этого шага, к которому толкают Церковь крайние радикалы. “Современное положение Церкви в мире подобно тому, в котором были христиане первых веков – им пришлось вступить в дискуссию с эллинистической культурой, найти ту демаркационную линию, которая отделяет Церковь от мира” (2005 г. Discours du Pape Benoît XVI à la Curie romaine)», – продолжила искусствовед.


Католический храм в Италии. ( я бы перепутала его с советским ДК с ободранным фронтоном.)

Католическая церковь сегодня пытается балансировать на этой демаркационной линии и осознает свое положение как подлинно критическое. «Православная Церковь пока еще в лучшем положении, во многом благодаря архаично-традиционному мышлению мирян, не столь сильно модернизированных и внутренне раскрепощенных, как на Западе. Но стремительность интеграционных процессов заставляет задуматься об изучении негативного опыта католической церкви», – подчеркнула Екатерина Шеко.

Важным фактом является также то, что большинство модернистских храмов, которые в свое время вызвали фурор и восхищение, сейчас, по прошествии десяти-двадцати лет, не используются христианскими общинами – здесь не служат литургию. Они либо остаются заброшенными, либо отдаются под культурные учреждения или даже молитвенные дома для сектантов.

Вместе с тем, показательно и то, что в последнее время в католической церкви особый интерес вызывает византийская икона, как вечный источник богословского и символического откровения: ее изучают, копируют, распространяют в храмах. Именно в древних образцах художники вновь хотят найти истинное вдохновение – не сиюминутное, человеческое, а универсальное, способное преобразить душу изнутри.

Лидия
Admin

Сообщения : 1213
плюсы : 3026
Дата регистрации : 2012-09-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения