ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ
Последние темы
» Доска для иконы, вопросы по изготовлению.
автор отец Андрей Сегодня в 12:24 pm

» 14 цитат Ильича о преследованиях противников, в том числе и о церкви
автор Лидия Вс Ноя 12, 2017 10:15 pm

» Церковь оказывает помощь пострадавшим при обрушении дома в Ижевске
автор Лидия Сб Ноя 11, 2017 12:08 am

» Путь к Богу. Почему успешный художник стал священником
автор Лидия Пт Ноя 10, 2017 11:58 pm

» В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля
автор Лидия Пн Ноя 06, 2017 4:19 am

» Патриарх Кирилл объяснил, почему Церковь не предотвратила революцию 1917 года
автор Лидия Пн Ноя 06, 2017 4:14 am

» 6 ноября - празднуется икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»
автор Лидия Вс Ноя 05, 2017 9:05 pm

» Из всех деятелей революции Николай Второй вызывает у россиян наибольшую симпатию
автор Лидия Сб Окт 14, 2017 3:07 pm

» Поздравляю всех с праздником Покрова Пресвятой Богородицы
автор Лидия Сб Окт 14, 2017 1:44 pm

» Гримасы церковной демократии на Западе: собственник храма уволил архиерея
автор Лидия Чт Окт 05, 2017 11:16 pm

» Священник приравнял «Христианское государство» к Pussy Riot
автор Лидия Вс Окт 01, 2017 7:39 am

» Наталья Поклонская на заседании межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей
автор Руслан Остров Чт Сен 28, 2017 2:54 pm

» Проповедь отца Владимира (Вигилянского) на праздник Рождества Богородицы 2016 года
автор Лидия Сб Сен 23, 2017 10:51 pm

» С Праздником Рождества Пресвятой Богородицы
автор Руслан Остров Сб Сен 23, 2017 6:42 am

» Благоукрашение церквей-работы Руслана
автор Руслан Остров Сб Сен 23, 2017 6:42 am

» Что за движение "Сорок сороков"?
автор Лидия Вт Сен 19, 2017 9:47 pm

» Почему у православных нет ничего святого ?
автор Лидия Сб Сен 16, 2017 11:51 am

» Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев, безрукий и безногий
автор Лидия Сб Сен 16, 2017 9:04 am

» Что нужно знать защитникам "Матильда".
автор Руслан Остров Ср Сен 13, 2017 3:43 pm

» Представители Церкви приняли участие в пресс-конференции, посвященной всероссийскому Дню трезвости
автор Лидия Вт Сен 12, 2017 12:18 am

» Как отменить прокатное удостоверение фильму «Матильда»
автор Руслан Остров Сб Сен 09, 2017 12:39 pm

» Кто из Русской Православной Церкви выступил против фильма "Матильда".
автор Руслан Остров Сб Сен 09, 2017 11:23 am

» ПОЛНЫЕ СЛЮНЯВОГО ИДИОТИЗМА ОБВИНЕНИЯ НИКОЛАЯ ВТОРОГО В УБИЙСТВЕ ЖИВОТНЫХ.
автор Руслан Остров Сб Сен 09, 2017 8:00 am

» Сталин как шапочка из фольги, Андрей Десницкий, в правмире.
автор вован1 Вт Сен 05, 2017 7:25 am

» От Николая Второго до Хрущёва.
автор Лидия Вс Сен 03, 2017 6:39 pm

» Определитель архитектурных стилей
автор Руслан Остров Вс Сен 03, 2017 2:52 pm

» Локтионов Иван - мои работы
автор Руслан Остров Вс Сен 03, 2017 12:50 pm

» ГОЛОСУЕМ ЗА КАНДИДАТА НАТАЛЬЮ ПОКЛОНСКУЮ !
автор Руслан Остров Вс Сен 03, 2017 12:22 pm

» Манёвры администратора.
автор Руслан Остров Вс Сен 03, 2017 12:06 pm

» На Закарпатье вандалы срубили и сожгли 8-метровый поклонный крест на горе Полонина-Руна
автор Лидия Сб Авг 19, 2017 7:43 pm

» Поздравляем всех с Праздником Преображения Господня!
автор Лидия Сб Авг 19, 2017 4:01 pm

» Митрополит Волоколамский Иларион: «Это был поток атеистической пропаганды»
автор Лидия Пн Авг 14, 2017 12:19 am

» У верующих Украинской Православной Церкви отобрали еще один храм
автор Лидия Пн Авг 14, 2017 12:18 am

» Митрополит Онуфрий: «Дьявол часто прячется за ширму молчания»
автор Лидия Пн Авг 14, 2017 12:15 am

» Митрополит Сергий: «Захват храма — это только первый этап в борьбе против спасения»
автор Лидия Сб Авг 12, 2017 12:02 pm

» С Праздником святого Пантелеймона
автор Лидия Вт Авг 08, 2017 10:54 pm

» Пивные компании двигают рекламу своих брендов
автор Лидия Сб Авг 05, 2017 10:22 pm

» Реклама безалкогольного пива — лицемерие производителей алкоголя
автор Лидия Сб Авг 05, 2017 9:56 pm

» Митрополит Онуфрий: «надо не Церковь рвать к себе, а самому прилепляться к Ней»
автор Лидия Ср Авг 02, 2017 10:34 pm

» В Святогорской лавре ответили на очередной фейк СМИ
автор Лидия Ср Авг 02, 2017 9:40 pm

» Вселенский патриарх призвал украинские СМИ "говорить правду"
автор Лидия Сб Июл 08, 2017 11:28 pm

» В России Церковь организовала свыше 500 антиалкогольных проектов
автор Лидия Пн Июл 03, 2017 3:28 am

» Патриарх Кирилл призвал священнослужителей не ездить на дорогих авто
автор Лидия Вс Июн 18, 2017 11:34 am

» Собор всех святых в земле Российской просиявших. С Праздником всех!
автор Лидия Вс Июн 18, 2017 3:55 am

» Иванов. Смерть переселенца: что на самом деле изображено на картине
автор Лидия Вс Июн 18, 2017 3:18 am

» Блаженнейший Митрополит Онуфрий возглавил освящение Кафедрального собора в Мюнхене
автор Лидия Пт Июн 16, 2017 11:33 pm

» Они и мы. Кого злит нескончаемый людской поток к мощам Николая Чудотворца
автор Лидия Вс Июн 04, 2017 8:29 pm

» С Праздником Святой Троицы!
автор Лидия Вс Июн 04, 2017 8:13 pm

» Вокруг дела блогера Соколовского очень много демагогии - митрополит Иларион
автор Лидия Пн Май 29, 2017 9:22 pm

» В Церкви расценили сожжение креста у монастыря в Москве как результат дефицита духовного воспитания
автор Лидия Пн Май 29, 2017 9:20 pm

Ключевые слова

Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Ноябрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Календарь Календарь

Партнеры
Создать форум


Архитектор Андрей Анисимов: «Сделать правильно – это сделать своими руками»

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Архитектор Андрей Анисимов: «Сделать правильно – это сделать своими руками»

Сообщение автор Руслан Остров в Ср Янв 27, 2016 10:17 am



На Валааме завершилось строительство часовни Всех святых, на Валааме просиявших. Возводили её чуть больше года по проекту мастерской заслуженного архитектора России Андрея Анисимова. Аккуратная и даже скромная с виду, внутри часовня убрана резным камнем и мозаикой. Лаконичная красота.

О том, можно ли создать шедевр небольшими средствами, избежать разногласий с заказчиком и сохранить красоту идеи, мы поговорили с академиком Академии архитектурного наследия, Председателем Правления Гильдии храмоздателей Андреем Анисимовым.

- Расскажите, чего хотят от строителей храмов заказчики?

- Все хотят сэкономить! Сделать дёшево и красиво. Мы в нашем архитектурном бюро ещё лет 9 назад решили: будем искать возможность строить храмы недорого, но так, чтобы они при этом не были «дешевкой». Согласитесь, - это не одно и то же. Русский язык богат на смыслы и оттенки значения. Дешевка – это что такое? Это когда вы пытаетесь пыль в глаза пустить. Тратите копейки, но хотите создать впечатление, что вложили безумные деньги… Но если вы из дешевого бетона будете отливать, условно говоря, Храм Христа Спасителя, - у вас получится та самая дешевка. Искусственное золото, «красоты» из пенопласта - всё равно, что красивую женщину обвешать китайскими безделушками. Уходит суть. Поэтому мы придумали храмы, которые почти полностью лишены декора. По сути - обратились к первоисточнику. Вспомнили о тех первых храмах, в которых собирались ученики Христа, - в них главным было не убранство, ведь так?

- Но в традиционном представлении православный храм должен быть красив. Это составная часть молитвы, наша хвалебная песнь Господу Иисусу.

- Абсолютно верно! И здесь вступает в силу закон: в архитектуре храмов главное – не декор, а чистые точные пропорции. И когда мы их находим, тогда в простоте может родиться настоящий шедевр. Собственно, по такому принципу нами были построены храмы с очень небольшим изначальным бюджетом. Затраты на их возведение в разы меньше, чем на строительство пышно убранного храма при той же вместимости. Для этого приходится частично отказаться от такой традиционной и дорогостоящей архитектурной детали, как своды. В итоге мы вернулись к старому, испытанному приёму: перекрытиям по деревянным балкам. Именно его использовали в первых храмах архитекторы прошлого. Это перекрытие не дорогое, но очень эффектное выразительное средство, если сделать его правильно. А сделать правильно – это сделать своими руками. В конечном счёте, своды, мозаики, росписи, декор мы оставляем только в значимых местах, а значит, экономим средства заказчика. Распределяем деньги таким образом, чтобы основные затраты были сосредоточены в смысловых точках, а не распылены по всему храму.

- Что вы считаете самым значимым для храма?

- Те места, которые являются ключевыми. Это алтарь, это пространство, в котором происходит молитва и причастие. Именно их мы в храме и расписываем фреской или, если есть возможность, украшаем мозаикой. Отдельные мозаичные фрагменты при этом не пресыщают взгляд, а смотрятся, как драгоценные украшения.

По этой же причине мы очень дозировано применяем золото. Недавно во время визита в один из монастырей Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сделал замечание настоятельнице: «Зачем вы всё золотите? Вы обесцениваете золото»…

И это правда. Золотят уже не только главки, но и крыши, и двери. - Зачем? Золото – символ Христа. Его солнечное сияние должно работать на наше восприятие. Мы видим на Валааме, на Успенском храме чёрную главку и золотой крест на ней. Мы видим этот золотой крест. А если всё покрыть золотом, вплоть до крыш и подоконников, то и крест пропадет, - потеряется на общем фоне, уйдёт его эмоциональная и смысловая суть. Я одну свою заказчицу, замечательную женщину, убеждал подумать об этом. А ей очень хотелось сделать красивый храм, и она готова была дать большие деньги. Я отказывался от своей работы, говорил, что не хочу делать мозаику полностью, предлагал сделать её фрагментарно и обрамить легкой росписью, чтобы она подводила нас к мозаике. Роспись уже не фигурная, - это орнамент с включением традиционных библейских сюжетов. В мозаике - только Спаситель, Богородица и Евангелисты, больше ничего.

- Выходит, вы противник избыточной роскоши в храмах?

- Конечно! Представьте, приводил я аргумент той самой заказчице, вы приходите на званый вечер в платье, сплошь покрытом бриллиантовой россыпью! Стоит этот блеск, конечно, дорого, а эффект - сомнительный. И другой вариант: вы выбираете простое чёрное платье и украшаете его одним большим и чистым бриллиантом – изящество против безумной роскоши. Избыточность в украшениях дискредитирует искусство.

- Расскажите, по какому принципу строилась часовня Всех валаамских святых?


- Мозаика присутствует только в двух местах, хотя конечно, можно было найти деньги и сделать всё в золоте и мозаике. К следующему лету часовня естественным образом еще потемнеет. Специально для этого ничем не покрывали деревянные детали - не стремились искусственно сохранить цвет свежей древесины. Благодаря этому балки будут постепенно стареть и когда-нибудь приобретут сероватый оттенок. Я хочу, чтобы часовня слилась с пейзажем. В следующем году мы её зафиксируем в таком состоянии. Гранитные столбы со временем тоже сольются с окружающей картинкой - обрастут мхами, лишайником, станут частью Валаама. Часовня Валаамских святых не будет бросаться в глаза при входе в бухту, брать на себя лишнее внимание, она предстанет перед гостями острова чуть позже, когда они войдут внутрь. Благодаря выбранной нами технике, возникнет своеобразный оптический эффект: простая часовенка аккуратно проступит на фоне леса и скал по мере приближения.

- И никакого золота?...

- Владыка Панкратий поддерживает нас в этом. И, знаете, будет несколько странно, если небольшой скит мы весь обложим золотом - скит, сама идея которого, как мне кажется, не сочетается с блеском. По счастливому совпадению у нас с Владыкой похожие вкусы.

- Владыка является членом Гильдии храмоздателей - профессионального объединения мастеров церковного искусства, - он принимает участие в её работе?

- Да, и советы владыки Панкратия имеют для нас огромную ценность. Собственно, для этого два года назад мы и создавали Гильдию храмоздателей: нужен был коллектив, при участии которого можно было бы принимать взвешенные и грамотные решения. В процессе работы над проектом члены Гильдии всегда дают свои комментарии, что-то рекомендуют. Так действует, в частности, и Владыка Панкратий. Понятно, что мы не можем согласовать всё - каждую мелочь, деталь, - но какие-то концептуальные вещи мы стараемся обсуждать. Владыка выражает мнение духовенства, помогает архитекторам и художникам лучше понять ход и значение службы. Сам я - всего лишь узкий специалист - архитектор, окончивший промышленно-строительный факультет МАрхИ. Но действовать наугад в работе не имею права. А потому для меня важно разобраться во всех аспектах. Я советуюсь с искусствоведами, чтобы точно знать исторический контекст. У нас работают выпускники Свято-Тихоновского Богословского института. Уверен: у церковных архитекторов должно быть и богословское образование, и искусствоведческая база. Архитектор или человек, которому поручили строительство храма впервые, обычно хватает некую очевидную поверхностную информацию. Чаще всего это заканчивается эпохой так называемой тоновской архитектуры: храм Христа Спасителя и всё, что вокруг него. А по большому счету, это переходный и не самый лучший период в нашей истории, и в частности, в истории нашего искусства.

- А как Владыка участвовал в проектировании часовни?

- Поначалу наша команда не могла уловить идею Владыки. Епископ Панкратий предложил нарисовать маленькую часовенку. Но маленькую настолько, чтобы в ней могли разместиться на отдых человек, эдак… тридцать! Задача такая: прибывшие на остров паломники совершают пешую прогулку до Никольского скита, а на обратном пути заходят в часовню Всех святых на чай. Значит, нужен храм и навес при нём. Придумали объединить их галереей, переходами - появилась поворотная часовня. Походили по территории и поняли: действительно, чтобы сделать выход к воде, нужно сделать поворот. В голове стали всплывать знакомые образы из прошлого - крепостные сооружения с длинными широкими стенами… В результате родилась такая интересная штука.

- Как долго вы работали над проектом?

- Когда возникает идея, проект идет достаточно быстро. Вся загвоздка в том, чтобы эту идею найти. Дальше всё идет как по маслу, это удивительная вещь, кстати говоря. Всё складывается будто само собой, вплоть до пропорций. Когда мы сделали точную топографическую съемку, поняли, что галерея будет не просто стеной, как предполагалось изначально, она будет мостиком, под которым тоже можно будет пройти. В результате с каждого ракурса у часовни меняется образ.

Так у Владимирского скита есть два совершенно разных ракурса. Есть ракурс, когда мы к нему подходим с востока – это стена, некий неприступный город, то есть образ достаточно закрытый. А с другой стороны он выглядит как парадная резиденция Патриарха. Типового вообще быть ничего не может, всегда есть какая-то конкретная задача, ландшафт, посвящение, какая-то предыстория.

- И это органично вписывается в облик Валаама с его суровым северным пейзажем… Кстати, если говорить о местном климате - насколько он корректирует работу архитекторов?

- Корректирует, и очень сильно. Мы, конечно, тоже совершали ошибки. К примеру, на Владимирском скиту оставили непокрытыми навесом большие площадки. В результате они через пять лет после освящения пришли в негодность. Но это опыт, и теперь нам понятно, что на севере нельзя делать открытые пространства.

- Чему еще вас научил Валаам?

- Во Владимирском скиту мы собрали в одно здание помещения совершенно разного назначения. На принятом изначально плане они были разбросаны по огромной территории. Жить монахи должны были в одном месте, трудиться - в другом, отдельно стояли трапезная и храм и так далее. Даже домик скитоначальника был задуман стоящим отдельно. В итоге мы поняли, что такое огромное количество разбросанных по острову маленьких зданий - просто не северный подход.

Мне помог опыт путешественника: в молодости я много ездил по стране и в холодных краях не раз встречал собранные воедино монастырские и храмовые комплексы, а так же просто жилые постройки. Морозные зимы с ветрами и снегом не слишком располагают к дальним прогулкам. А потому за пределы дома северяне обычно выносят только баню и амбар - из соображений пожарной безопасности и сохранности запасов.

- Ваши работы - это новая жизнь древнего монастыря. Как по-вашему, какой стиль в итоге должен определить архитектурный облик Валаама?

- Я не уверен, что у Валаама вообще должен быть некий единообразный архитектурный облик. К примеру, у Спасо-Преображенского собора своя архитектура. Это неовизантийский стиль, который больше нигде на острове не повторяется. У скитов вроде Всесвятского - ярко выраженный неорусский стиль, ещё не сформировавшийся до модерна. На Никольском скиту мы находим отголоски храма XVIII века и интерпретацию шатровой архитектуры, смешанную с неорусским стилем. На Смоленском скиту - модерн на псковскую тему.

Очевидно, что на Валааме исторически прослеживалось развитие разных стилей архитектуры, разных вкусов и направлений визуального мышления… Давайте, не будем спешить в подведении итогов этого процесса. Я могу сказать только, что очень рад, что нашей мастерской выпала честь продолжить архитектурную жизнь Валаамского монастыря.

27.01.2016

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ВАЛААМСКОГО МОНАСТЫРЯ

_________________
В единстве правда, а в розни бесчестье.
avatar
Руслан Остров
Admin

Сообщения : 3865
плюсы : 6284
Дата регистрации : 2012-09-06
Возраст : 49
Откуда : Екатеринослав

http://svyatynya.blogspot.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения