ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ
Последние темы
» Патриарх Варфоломей служит в пустых храмах.
автор Руслан Остров Ср Ноя 07, 2018 8:56 pm

» "Вера вечна". Православный хор инженерных войск.
автор Руслан Остров Пн Ноя 05, 2018 3:49 pm

» Иконы, украденные из Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря вернули в храм
автор Лидия Пт Июн 15, 2018 5:39 am

» Дарья Донцова: мое хорошее настроение зависит от этого купола
автор Лидия Пт Июн 01, 2018 10:05 pm

» История развития формы креста
автор Руслан Остров Вт Май 08, 2018 12:32 pm

» ПРАВОСЛАВНЫЕ ШУТЯТ
автор Руслан Остров Ср Апр 25, 2018 6:08 pm

» Благодатный огонь: правда и вымыслы
автор Дмитрий Желвицкий Пт Апр 20, 2018 10:17 pm

» С радостью готова принять заказы на написание икон
автор Руслан Остров Чт Апр 19, 2018 8:50 am

» ЦАРЕВНА-НЕ ЛЯГУШКА И ИВАН-ДУРАК. (сказка)
автор Руслан Остров Ср Апр 18, 2018 8:31 pm

» БЛОКИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗБЛОКИРОВАТЬ
автор Руслан Остров Ср Апр 18, 2018 2:49 pm

» КАК Я РАЗУВЕРИЛСЯ В ХИМИИ.
автор Лидия Ср Апр 18, 2018 1:09 pm

» ПРОВОЖУ ВЫЕЗДНЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ для церковных общин (Россия) и монастырей
автор Руслан Остров Пн Апр 16, 2018 12:40 pm

» Опасность модернизма в храмовом зодчестве
автор Руслан Остров Пн Апр 16, 2018 12:27 pm

» Со светлым Праздником Воскресения Христова!
автор Руслан Остров Пн Апр 16, 2018 12:23 pm

» Израиль обложил налогами все церковные постройки РПЦ: требует оплаты с 1948 года
автор Лидия Вт Апр 10, 2018 11:48 pm

» Складной стул.
автор Игорь Бурдейный Чт Мар 15, 2018 10:44 pm

» Чудо - скамейка
автор Михаил Комягин Ср Янв 31, 2018 10:28 am

» Бесчеловечное будущее - доклад в Давосе январь 2018
автор Руслан Остров Вс Янв 28, 2018 9:27 am

» Сайт кандидата в Президенты России Владимира Путина
автор Руслан Остров Вт Янв 16, 2018 10:20 am

» Ален Шварценеггер .
автор Руслан Остров Пт Янв 12, 2018 7:04 pm

» С Праздником Рождества Христова!
автор Руслан Остров Пт Янв 12, 2018 7:02 pm

» Новое медоборудование приобретено на средства, сэкономленные храмами Москвы и Московской области на покупке цветов к дню рождения Патриарха
автор Лидия Сб Дек 23, 2017 9:38 am

» Патриарх Кирилл призвал верующих усилить молитву о мире в Украине
автор Лидия Чт Дек 21, 2017 11:35 pm

» Локтионов Иван - мои работы
автор Локтионов Иван Вс Дек 17, 2017 7:01 pm

» Доска для иконы, вопросы по изготовлению.
автор Руслан Остров Сб Дек 09, 2017 8:01 am

» Церковь платит налоги
автор Лидия Сб Ноя 25, 2017 2:59 am

» Варианты основ под живопись в иконостас
автор Руслан Остров Чт Ноя 23, 2017 8:12 am

» Епископ Тихон (Шевкунов): Мы подожгли собственный дом
автор Лидия Пн Ноя 20, 2017 9:41 pm

» Поздравляем с днём рождения нашего Патриарха Кирилла
автор Лидия Пн Ноя 20, 2017 8:09 pm

» 14 цитат Ильича о преследованиях противников, в том числе и о церкви
автор Лидия Вс Ноя 12, 2017 10:15 pm

» Церковь оказывает помощь пострадавшим при обрушении дома в Ижевске
автор Лидия Сб Ноя 11, 2017 12:08 am

» Путь к Богу. Почему успешный художник стал священником
автор Лидия Пт Ноя 10, 2017 11:58 pm

» В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля
автор Лидия Пн Ноя 06, 2017 4:19 am

» Патриарх Кирилл объяснил, почему Церковь не предотвратила революцию 1917 года
автор Лидия Пн Ноя 06, 2017 4:14 am

» 6 ноября - празднуется икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»
автор Лидия Вс Ноя 05, 2017 9:05 pm

» Из всех деятелей революции Николай Второй вызывает у россиян наибольшую симпатию
автор Лидия Сб Окт 14, 2017 3:07 pm

» Поздравляю всех с праздником Покрова Пресвятой Богородицы
автор Лидия Сб Окт 14, 2017 1:44 pm

» Гримасы церковной демократии на Западе: собственник храма уволил архиерея
автор Лидия Чт Окт 05, 2017 11:16 pm

» Священник приравнял «Христианское государство» к Pussy Riot
автор Лидия Вс Окт 01, 2017 7:39 am

» Наталья Поклонская на заседании межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей
автор Руслан Остров Чт Сен 28, 2017 2:54 pm

» Проповедь отца Владимира (Вигилянского) на праздник Рождества Богородицы 2016 года
автор Лидия Сб Сен 23, 2017 10:51 pm

» С Праздником Рождества Пресвятой Богородицы
автор Руслан Остров Сб Сен 23, 2017 6:42 am

» Благоукрашение церквей-работы Руслана
автор Руслан Остров Сб Сен 23, 2017 6:42 am

» Что за движение "Сорок сороков"?
автор Лидия Вт Сен 19, 2017 9:47 pm

» Почему у православных нет ничего святого ?
автор Лидия Сб Сен 16, 2017 11:51 am

» Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев, безрукий и безногий
автор Лидия Сб Сен 16, 2017 9:04 am

» Что нужно знать защитникам "Матильда".
автор Руслан Остров Ср Сен 13, 2017 3:43 pm

» Представители Церкви приняли участие в пресс-конференции, посвященной всероссийскому Дню трезвости
автор Лидия Вт Сен 12, 2017 12:18 am

» Как отменить прокатное удостоверение фильму «Матильда»
автор Руслан Остров Сб Сен 09, 2017 12:39 pm

» Кто из Русской Православной Церкви выступил против фильма "Матильда".
автор Руслан Остров Сб Сен 09, 2017 11:23 am

Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Декабрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Календарь Календарь

Партнеры
Создать форум


ПЕРВОХРИСТИАНСКИЕ ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ.Юрий Шевченко

Перейти вниз

ПЕРВОХРИСТИАНСКИЕ ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ.Юрий Шевченко

Сообщение автор Руслан Остров в Сб Сен 14, 2013 9:05 am

Шевченко Ю.Ю.

ПЕРВОХРИСТИАНСКИЕ ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ
ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ


Исследование пещерных храмовых памятников на рассматриваемой территории имеет давнюю традицию. Но феноменологический подход к изучению христианства и его артефактов (с позиций мироощущения, сформированного рядом апокрифических источников), был предложен только Т.А. Бернштам (Бернштам. 2000). Из глубин этого первого периода распространения христианства в славянском мире (I-VII вв.), – выделенного протоиереем Нью-Йоркской Духованой Академии А. Шмеманом (Шмеман. 1954), и охарактеризованного профессором РАН – Т.А. Бернштам, – происходят множественные представления и обычаи «славянского мира» (например, «пронимальная символика»: Шевченко. 2010). Контекст наиболее раннего появления подобных памятников (в Крыму, в III в.н.э.), и их продвижения в позднеримское и ранневизантийское время на север, в Причерноморье наиболее полно был изложен М.Б. Щукиным (Щукин. 2005).
Что до конкретных представлений по позиционированию пещерных христианских святынь, то разные исследователи, базируясь на одном и том же материале, делали различные выводы, касательно хронологии и интерпретации изучаемых объектов.
На материалах Крыма были сформулированы версии о создании и бытовании пещерных храмов: в ранневизантийское время III-VII вв. (Струков. 1872; он же. 1876; он же. 1879; он же. 1882; Веймарн, Репников. 1935; Веймарн. 1958, он же. 1992; Веймарн, Чореф. 1978; Шевченко. 2004; он же. 2006, он же. 2008); во времена иконоборчества VIII-IX вв. (Василевский. 1912; Кулаковский. 1914; Беляев, Бушенков. 1986; Даниленко. 1993); и в период высокого Средневековья XII-XIV вв. (Могаричев. 1997. С.98). Последняя версия допускала создание наиболее древних пещерных храмов Крыма около середины IX в., и включала типологию по системе обработки внутренних поверхностей (пещерных стен и сводов) (см.: Шевченко. 2008) в пещерных сооружениях Таврики.
Оговоренная в самых общих чертах «типологичность», свойственна и разработкам по пещерным сооружениям бассейнов Южного Буга - Днестра - Прута: Оформление стрельчатых и близких к ним полуциркульных сводов пещерных галерей, позволяет отдельным авторам относить их создание к раннеславянскому времени – VI-VIII вв. (Ридуш. 1999. С.149-163). Примыкают к интерпретациям XIX в. (Wagilewicz. 1843. С.3-17; Kirkor. 1879. С.107) и высказывания отдельных археологов о языческом характере пещерных храмов Приднестровского региона (Винокур. 1970. С.39-40; Димитрий. 1995. С.130), созданных по представлениям этих авторов, в IX-X веках. Версия Т.А. Бобровского (1993. С.121-129) связывает расцвет пещерных скитов и келий этого региона с волной христианского исихазма, вызванной проповедью свт. Григория Паламы и деятельностью св. Григория Синаита в XIV в., что вводит данные пещерные памятники в соответствующий исторический контекст.


Рис.1. а) Памятники пеньковско-колочинской (1) и пражско-корчакской раннеславянских культур по В.В. Седову (1979), с отметками пещерных христианских памятников (3) по Г.Атанасову (1993), с дополнениями автора (по Дону, Десне и Днепру) и Е.Базгу по Поднестровью (Bazgu. 1997. Р.11. Fig.1).

Еще более концептуальна версия Георги Атанасова, предложившего иное историческое осмысление, и даже попытавшегося ввести пещерные памятники в контекст определенного археологического континуума. Картографированные им основные пещерные христианские святыни Поднестровья и Добруджи (рис.1:3) (Атанасов. 1993. С.68. Обр.1), соотносятся с картой заселения Поднестровского региона, в период катастрофического разгрома Болгарского царства, начавшегося во второй половине X века. Тогда «на север от Дуная хлынула волна беженцев» – в том числе - монахов, устраивавших подземные скиты в Поднестровье, не затронутом византийской агрессией и южными походами киевского князя Святослава Игоревича (Атанасов. 1993. С.63). Именно в это время, наблюдается картина, характеризуемая Г. Атанасовым, как «апокалиптические разрушения в Добрудже».
Георги Атанасовым активно акцентируется связь подземных обителей с поздними балкано-дунайскими культурными реминисценциями в Поднестровье, представленными в последней третьи Х века памятниками типа Алчедар. Локальное скопление пещер Поднестровья (Bazgu. 1997. С.11. Fig.1) действительно имеет некоторое территориальное сопряжение с памятниками этой волны. Но это только два подземных монастыря Поднестровья – в Бутученах и Ципово – надежно территориально связанные с памятником Балкано-Дунайской культуры (культуры Дриду) – с раннесредневековой крепостью Калфа, а культура Дриду появляется на данной территории, - ранее времени, предложенного Г. Атанасовым, - не позднее середины IX века. Прочие пещерные памятники Поднестровья, судя по карте Г. Атанасова с дополнениями (рис.1:3) (Атанасов. 1993. С.64; Bazgu. 1997. С.11. Fig.1), образуют иные локальные скопления.
Отметки подземных христианских памятников в Поднестровье, с имеющимися дополнениями (Bazgu. 1997. Fig.1), совпадают с местами заселения позднего римского времени, в основном, – с поселениями носителей черняховской культуры (Славяне. 1993. С.126. Карта 23). Активные связи вдоль по Днестру и вероятное продвижение населения по этой водной магистрали, иллюстрирует карта находок римских импортов (Славяне. 1993. С.158. Карта 27). Возможно, это связано с памятниками типа Этулия, и с их продвижением с Низовьев Дуная, - из Мезии, где была основана первохристианская община ап. Андреем Первозванным, - на север, в Верхнее Поднестровье. Среди памятников черняховской культуры позднеримского времени в Поднестровье, в районе концентрации пещерных христианских святынь, наблюдаются и отложения киевской культуры (Щукин. 1988. С.207-214), генетически гомогенной памятникам типа Этулия (Гудкова. 1987. С.8-13; она же. 1989; Терпиловський. 1994. С.73-79). Возможно, в связи с этим «противостоянием», зоны концентрации пещерных христианских святынь Поднестровья составляют некие обособленные локусы в общем ареале черняховских памятников Поднестровского региона, потому, что памятники киевской и черняховской культур, консолидировавшихся во взаимном противопоставлении (Щукин. 2002. С.206), существуют в этом регионе чересполосно. Думается, пещерные отметки на карте (рис.1:3), скорее, могут маркировать наличие материалов киевской культуры. Это подтверждается наличием пещерных христианских святынь с престолом древнего типа и вне зоны черняховской, в ареале киевской культуры, Днепровском и в Донском бассейнах.
Зоны концентрации памятников следующего хронологического периода, по происхождению связанных с «киевскими», полностью соответствуют локусам, маркируемым пещерами. Районы заселения в VI-VII вв. (Федоров, Чеботаренко. 1974. С.18. Рис.2) накладываются с достаточно высокой степенью совпадения на картографию пещерных памятников, составляя единый континуум (рис.1:1,3). Это может свидетельствовать о связи древностей этого горизонта с созданием, а может – уже с использованием пещерных святынь, появившихся во времена предшествующего – черняховского (позднеримского) времени.


Рис.1. b) Пещерные памятники на фоне раннесредневековых этно-культурных массивов по В.В. Седову (1995).

Некоторая общность пещерных комплексов с материалами балкано-дунайской культуры, отмеченная Г. Атанасовым, может состоять и в том, что на памятниках VI-VII вв., связанных с локусами месторасположения пещерных святынь, имеются и более поздние славянские материалы, типа Луки-Райковецкой (VII-VIII вв.). Это раннеславянские поселения Лукашевка I, II и IV, Иванча IV и X , Лопатна, Глинжены III, Тарасовка I, Пояны, Алчедар IV, III, V и VII, городище Екимуцы; по р. Реуту - Бранешты I, Слободка, Скок (Федоров. 1960. С.240-246, 247. No 6 – 11; С. 278-279, 280, No 7 – 14, 20 – 22). Сюда и попадает керамика, являющаяся характерной для древностей Дунайской Болгарии - Балкано-Дунайской культуры (культуры Дриду) (Димитров. б/г. С.120–145. Табл.5–16; Шевченко. 2002. С.127).
Пещерные памятники Поднестровского региона входят в единый континуум и с древнерусскими поселениями IX-XIII вв. ([Атанасов. 1993. С.69. Обр.2; ср.: Федоров, Чеботаренко. 1974. С.73. Рис.9). Такое соотношение, как и наличие древнерусской фрагментированной керамики в слое у пещер Межигорья (Монастырька) над Серетом, Бакоты и других, - свидетельствует о продолжавшемся почитании пещерных святынь в этих местах в великокняжеский период X-XIII вв.: сюда ходили на богомолье и в IX-XIII вв. Судя по материалу (фрагментированной керамике), – найденному у множества пещер Приднестровья, - хождения на богомолье в эти места продолжались и в позднем средневековье. Но древнейшее использование пещерных святынь Поднестровья относиться не позднее времени распространения раннеславянских памятников в VI веке. Остановлюсь на некоторых из них.
К древним памятникам раннеславянского горизонта относится пещерный монастырь у с.Страдч Яворовского района Львовской области, с длинной привходной галереей (40 м), частично вырубленый в скальных породах высокого правого берега р.Верещицы (ок.270 м), частично занимающий естественные полости. В пещерах расположено несколько монашеских келий с выступами-лежанками, подземная церковь древнерусского времени («прямоугольный зал»), небольшой пещерный храм («круглый зал») с престолом древнего типа, и примыкающими сопрестолиями. Городище над пещерами было заброшено к XIV в., в XVII в. монастырь был возобновлен, как Греко-католический (униатский). Престол древнего типа не мог быть поставлен после 692 г. (Шевченко. 2004. С.196-201).


Свято-Троицкого пещерного скита у Сатанова. Поднстровье, Западная Украина. 1.- Погребальная ниша-аркасолий. 2.- Помещение келии. 3.- «Сопрестолия» в маленьких пещерных храмах (4).


Рис.3. 2. Служба в Свято-Троицком пещерном ските у местечка Сатанов Городоцкого района Хмельницкой области на 07.06.1995 г. (Духов день Троицкого праздника).

У местечка Сатанов над Збручем (притоком Днестра), на склоне Слепого оврага (заповедник «Медоборы») у с. Крутилов, в окружении раннеславянских памятников, в Троицком пещерном скиту (рис.2) сохранились реликтовые «сопрестолия» (рис.3) аналогичные первохристианским, существовавшим до VII в. в Египте (рис.4), происходящих от подобного элемента в храмах («монастерионах») эссенов (ессеев). Служба у подобных сопрестолий по сей день проводится по древнему «чину Иакова Старшего» (см.рис.3).


Рис.4. План (I) и вид от входа (II) на храмовую пещеру горы Кармел, Палестина. 1.- Вход. 2.- Оконце в скале. 3- Центральный столп-останец скалы. 4.- Скальные выступы-останцы сопрестолий. 5.- Возвышение, соответствующее «жертвеннику». 6.- Скальные выступы в виде полуколоннок. 7.- Лестница на нижние уровни подземных помещений. III. Cопрестолия в пещерном храме Вади Загра, VII в. (Египет).

Недалеко от пещерного скита расположена гора Богит – раннесредневековый славянский хутор VII-VIII вв. и небольшое укрепленное древнерусское городище, которое отдельные исследователи связывают с политеистическим религиозным центром (Русанова, Тимощук. 1993. С.32-35. Рис.20), по находке неподалеку знаменитого Збручского идола Свентовита (Святовита).
Пещерное помещение и храм у с. Стенка высечен путем подработки естественного, карстового грота. В своде жилого грота пробито широкое – 1,5 м. - вертикальное отверстие вверх, где над первой небольшой камерой, высечена в скале другая, - трапециевидная в плане 8 х 9 м. (высотой 4 м.). По центру восточной стены верхнего помещения высечен дополнительный кубический объем, углубленный в скалу еще на 3 метра. Здесь, как полагает исследователь этих подземных полостей - В.С. Артюх, располагался алтарь храма (Артюх. 1998. С.6-8). Рядом с «трехметровым помещением» в стене вырублена еще одна ниша, которую можно интерпретировать, как древнее литургическое устройство (жертвенник), вынесенное к пределам алтаря, в наос, как в древнейших христианских храмах (Муравьев. 1846. С.208). Многочисленные лапидарные знаки (в виде петель, перевернутого латинского «F» и свастики, как в других пещерных храмах: у с. Межигорье Тернопольской обл., в молдавских Бутученах, и др.), обнаружены на стенах храмового помещения у с. Стенка, где имеется также изображение креста, типа «мальтийского» - с расширяющимися ветвями, и «изображение бегущего зверя» (Суховей. 2001. С.269. Рис.1).


и разрез Загнитковского пещерного скита («пещера Кармалюка») по Л.Н. Суховей (1999; 2001). Одесская область (Украина).

Двухъярусное пещерное сооружение (рис.5) той же структуры, что и двухярусный храм с келией у с. Стенка, расположено возле с. Загнитков Кодымского района на севере Одесской области, на правом берегу р. Майстринцы (левый приток, впадающий в р. Днестр возле с. Рашков, где располагается «куст» хорошо известных черняховских и раннеславянских памятников IV-VI вв.). Верхняя камера Загнитковского пещерного скита соединена с нижней вертикальным «люком», и имеет еще и отдельный широкий выход (ориентированный на юг) в небольшой овражек (Суховей. 1999. С.141. Рис.1). В западной стене верхнего грота вырублена «ниша-лежанка», а в восточной – полуциркульная в плане апсида, по центру которой расположено литургическое устройство – ниша напоминающая древнейшие типы храмовых престолов.


пещерный скит в парке села Малеевцы Дунаевецкого района Хмельницкой области. Украина. Фотография Сергея Клименко, 2004 г.

Аналогичный «двухъярусный» пещерный скит расположен у с. Малеевцы Дунаевецкого района Хмельницкой области (рис.6). В алтаре - углубленной и несколько скругленной в плане стены, в виде апсиды, - вырублена ниша, нижняя часть которой образует поверхность престола (рис.7) древнего типа.



ниша (престол) и остатки ниши-жертвенника (справа) пещерного скита с. Малеевцы Дунаевецкого района Хмельницкой области. Украина. Фотография Сергея Клименко, 2004 г.

Справа возле алтарной апсиды видны остатки ниши с плоским «зеркалом» (тыльной стеной), и плоским горизонтальным дном, служившей жертвенником, вынесенным к наосу, как в синхронных храмах Крыма VI в. (рис.8), и в древнейшем («Малом») подземном храме Успенского пещерного монастыря Мега Спилеон в Греции, основанного в 362 г (рис.9).


Рис.8. Вверху: Вид на наос с алтарем (и примыкающим к стене престолом) пещерного храма «Донаторов» (фотография автора, 2006 г.). Внизу: Реконструкция И.Г. Волконской алтарной части пещерного храма «Донаторов» в Эски-Кермене. Крым (слева). План (справа) пещерного храма «Донаторов» по Ю.М. Могаричеву (1997. С.263. Рис.198).


Древний престол (1) и жертвенник (2) в пещерной церкви Успенского монастыря, названного «Мега Спилеон» («Большая Пещера»), основанная в 362 г. свв. Феодором, Прокопием и Ефросинией у города Калаврита. Пелопоннес, Греция. Фотография М.В. Соболевой, 2007 г.

«Выносной» престол древнего типа устроен в нише скального навеса, представляющего апсиду, высеченную в скале у с. Пидкамень (рис.10:1), в 12 км от Свято-Успенской Почаевской Лавры. Пещерные храмы (рис.10:2) этого комплекса еще ожидают своего исследования, как и высеченные в скале келии (рис.10:3).


Скала «Черного Камня» у с. Пидкамень в 12 км от Свято-Успенской Почаевской лавры (Украина), с пещерным скитом в скале: 1. - вход в пещерный храм; 2. - древний престол под скальным навесом; 3.- вход в келию. Фотография автора, 2006 г.

Столь же показательна микрогеография культурного контекста одного из древнейших, как представляется, пещерных комплексов Среднего Поднепровья, - пещерного монастыря Рождества Богородицы, в ур. Церковщина (Гнилец). Келии-затворы в этих пещерах выполнены так, как в ранневизантийской лавре Саввы Освященного (Палестина), и средневековых - на Руси (Зверинецкий и Киево-Печерский монастыри).



Рис.11. Келия-затвор с лежанками под тремя стенами. В тыльной стене над уступом «лежанки» - множественные ниши для размещения мощей (черепов) – т.н., «мироточивых голов». Пещерный монастырь в ур. Церковщина (Гнилец) возле Киева. Украина. Фотографии автора, 2006 г.

Но в одной из камер-«затворов» Гнильца расположена «костница» - «кимитирий мироточивых голов» (рис.11), свойственный ранневизантийским памятникам. Кроме того, один из храмов этого пещерного комплекса имел примыкающий к внутренней стене алтаря престол древнего типа (Верлюжский. 1880. С.25-26, прим.3). Аналогично устроен престол в маленьком храме пещер Зверинецкого монастыря (рис.12).

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

_________________
В единстве правда, а в розни бесчестье.
avatar
Руслан Остров
Admin

Сообщения : 3886
плюсы : 6334
Дата регистрации : 2012-09-06
Возраст : 50
Откуда : Екатеринослав

http://svyatynya.blogspot.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения