ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ
Последние темы
» История развития формы креста
автор Руслан Остров Вт Май 08, 2018 12:32 pm

» ПРАВОСЛАВНЫЕ ШУТЯТ
автор Руслан Остров Ср Апр 25, 2018 6:08 pm

» Благодатный огонь: правда и вымыслы
автор Дмитрий Желвицкий Пт Апр 20, 2018 10:17 pm

» С радостью готова принять заказы на написание икон
автор Руслан Остров Чт Апр 19, 2018 8:50 am

» ЦАРЕВНА-НЕ ЛЯГУШКА И ИВАН-ДУРАК. (сказка)
автор Руслан Остров Ср Апр 18, 2018 8:31 pm

» БЛОКИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗБЛОКИРОВАТЬ
автор Руслан Остров Ср Апр 18, 2018 2:49 pm

» КАК Я РАЗУВЕРИЛСЯ В ХИМИИ.
автор Лидия Ср Апр 18, 2018 1:09 pm

» ПРОВОЖУ ВЫЕЗДНЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ для церковных общин (Россия) и монастырей
автор Руслан Остров Пн Апр 16, 2018 12:40 pm

» Опасность модернизма в храмовом зодчестве
автор Руслан Остров Пн Апр 16, 2018 12:27 pm

» Со светлым Праздником Воскресения Христова!
автор Руслан Остров Пн Апр 16, 2018 12:23 pm

» Израиль обложил налогами все церковные постройки РПЦ: требует оплаты с 1948 года
автор Лидия Вт Апр 10, 2018 11:48 pm

» Складной стул.
автор Игорь Бурдейный Чт Мар 15, 2018 10:44 pm

» Чудо - скамейка
автор Михаил Комягин Ср Янв 31, 2018 10:28 am

» Бесчеловечное будущее - доклад в Давосе январь 2018
автор Руслан Остров Вс Янв 28, 2018 9:27 am

» Сайт кандидата в Президенты России Владимира Путина
автор Руслан Остров Вт Янв 16, 2018 10:20 am

» Ален Шварценеггер .
автор Руслан Остров Пт Янв 12, 2018 7:04 pm

» С Праздником Рождества Христова!
автор Руслан Остров Пт Янв 12, 2018 7:02 pm

» Новое медоборудование приобретено на средства, сэкономленные храмами Москвы и Московской области на покупке цветов к дню рождения Патриарха
автор Лидия Сб Дек 23, 2017 9:38 am

» Патриарх Кирилл призвал верующих усилить молитву о мире в Украине
автор Лидия Чт Дек 21, 2017 11:35 pm

» Локтионов Иван - мои работы
автор Локтионов Иван Вс Дек 17, 2017 7:01 pm

» Доска для иконы, вопросы по изготовлению.
автор Руслан Остров Сб Дек 09, 2017 8:01 am

» Церковь платит налоги
автор Лидия Сб Ноя 25, 2017 2:59 am

» Варианты основ под живопись в иконостас
автор Руслан Остров Чт Ноя 23, 2017 8:12 am

» Епископ Тихон (Шевкунов): Мы подожгли собственный дом
автор Лидия Пн Ноя 20, 2017 9:41 pm

» Поздравляем с днём рождения нашего Патриарха Кирилла
автор Лидия Пн Ноя 20, 2017 8:09 pm

» 14 цитат Ильича о преследованиях противников, в том числе и о церкви
автор Лидия Вс Ноя 12, 2017 10:15 pm

» Церковь оказывает помощь пострадавшим при обрушении дома в Ижевске
автор Лидия Сб Ноя 11, 2017 12:08 am

» Путь к Богу. Почему успешный художник стал священником
автор Лидия Пт Ноя 10, 2017 11:58 pm

» В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля
автор Лидия Пн Ноя 06, 2017 4:19 am

» Патриарх Кирилл объяснил, почему Церковь не предотвратила революцию 1917 года
автор Лидия Пн Ноя 06, 2017 4:14 am

» 6 ноября - празднуется икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»
автор Лидия Вс Ноя 05, 2017 9:05 pm

» Из всех деятелей революции Николай Второй вызывает у россиян наибольшую симпатию
автор Лидия Сб Окт 14, 2017 3:07 pm

» Поздравляю всех с праздником Покрова Пресвятой Богородицы
автор Лидия Сб Окт 14, 2017 1:44 pm

» Гримасы церковной демократии на Западе: собственник храма уволил архиерея
автор Лидия Чт Окт 05, 2017 11:16 pm

» Священник приравнял «Христианское государство» к Pussy Riot
автор Лидия Вс Окт 01, 2017 7:39 am

» Наталья Поклонская на заседании межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей
автор Руслан Остров Чт Сен 28, 2017 2:54 pm

» Проповедь отца Владимира (Вигилянского) на праздник Рождества Богородицы 2016 года
автор Лидия Сб Сен 23, 2017 10:51 pm

» С Праздником Рождества Пресвятой Богородицы
автор Руслан Остров Сб Сен 23, 2017 6:42 am

» Благоукрашение церквей-работы Руслана
автор Руслан Остров Сб Сен 23, 2017 6:42 am

» Что за движение "Сорок сороков"?
автор Лидия Вт Сен 19, 2017 9:47 pm

» Почему у православных нет ничего святого ?
автор Лидия Сб Сен 16, 2017 11:51 am

» Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев, безрукий и безногий
автор Лидия Сб Сен 16, 2017 9:04 am

» Что нужно знать защитникам "Матильда".
автор Руслан Остров Ср Сен 13, 2017 3:43 pm

» Представители Церкви приняли участие в пресс-конференции, посвященной всероссийскому Дню трезвости
автор Лидия Вт Сен 12, 2017 12:18 am

» Как отменить прокатное удостоверение фильму «Матильда»
автор Руслан Остров Сб Сен 09, 2017 12:39 pm

» Кто из Русской Православной Церкви выступил против фильма "Матильда".
автор Руслан Остров Сб Сен 09, 2017 11:23 am

» ПОЛНЫЕ СЛЮНЯВОГО ИДИОТИЗМА ОБВИНЕНИЯ НИКОЛАЯ ВТОРОГО В УБИЙСТВЕ ЖИВОТНЫХ.
автор Руслан Остров Сб Сен 09, 2017 8:00 am

» Сталин как шапочка из фольги, Андрей Десницкий, в правмире.
автор вован1 Вт Сен 05, 2017 7:25 am

» От Николая Второго до Хрущёва.
автор Лидия Вс Сен 03, 2017 6:39 pm

» Определитель архитектурных стилей
автор Руслан Остров Вс Сен 03, 2017 2:52 pm

Ключевые слова

резьба  

Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Май 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Календарь Календарь

Партнеры
Создать форум


ПЕРВОХРИСТИАНСКИЕ ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ.Юрий Шевченко

Перейти вниз

ПЕРВОХРИСТИАНСКИЕ ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ.Юрий Шевченко

Сообщение автор Руслан Остров в Сб Сен 14, 2013 9:05 am

Шевченко Ю.Ю.

ПЕРВОХРИСТИАНСКИЕ ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ
ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ


Исследование пещерных храмовых памятников на рассматриваемой территории имеет давнюю традицию. Но феноменологический подход к изучению христианства и его артефактов (с позиций мироощущения, сформированного рядом апокрифических источников), был предложен только Т.А. Бернштам (Бернштам. 2000). Из глубин этого первого периода распространения христианства в славянском мире (I-VII вв.), – выделенного протоиереем Нью-Йоркской Духованой Академии А. Шмеманом (Шмеман. 1954), и охарактеризованного профессором РАН – Т.А. Бернштам, – происходят множественные представления и обычаи «славянского мира» (например, «пронимальная символика»: Шевченко. 2010). Контекст наиболее раннего появления подобных памятников (в Крыму, в III в.н.э.), и их продвижения в позднеримское и ранневизантийское время на север, в Причерноморье наиболее полно был изложен М.Б. Щукиным (Щукин. 2005).
Что до конкретных представлений по позиционированию пещерных христианских святынь, то разные исследователи, базируясь на одном и том же материале, делали различные выводы, касательно хронологии и интерпретации изучаемых объектов.
На материалах Крыма были сформулированы версии о создании и бытовании пещерных храмов: в ранневизантийское время III-VII вв. (Струков. 1872; он же. 1876; он же. 1879; он же. 1882; Веймарн, Репников. 1935; Веймарн. 1958, он же. 1992; Веймарн, Чореф. 1978; Шевченко. 2004; он же. 2006, он же. 2008); во времена иконоборчества VIII-IX вв. (Василевский. 1912; Кулаковский. 1914; Беляев, Бушенков. 1986; Даниленко. 1993); и в период высокого Средневековья XII-XIV вв. (Могаричев. 1997. С.98). Последняя версия допускала создание наиболее древних пещерных храмов Крыма около середины IX в., и включала типологию по системе обработки внутренних поверхностей (пещерных стен и сводов) (см.: Шевченко. 2008) в пещерных сооружениях Таврики.
Оговоренная в самых общих чертах «типологичность», свойственна и разработкам по пещерным сооружениям бассейнов Южного Буга - Днестра - Прута: Оформление стрельчатых и близких к ним полуциркульных сводов пещерных галерей, позволяет отдельным авторам относить их создание к раннеславянскому времени – VI-VIII вв. (Ридуш. 1999. С.149-163). Примыкают к интерпретациям XIX в. (Wagilewicz. 1843. С.3-17; Kirkor. 1879. С.107) и высказывания отдельных археологов о языческом характере пещерных храмов Приднестровского региона (Винокур. 1970. С.39-40; Димитрий. 1995. С.130), созданных по представлениям этих авторов, в IX-X веках. Версия Т.А. Бобровского (1993. С.121-129) связывает расцвет пещерных скитов и келий этого региона с волной христианского исихазма, вызванной проповедью свт. Григория Паламы и деятельностью св. Григория Синаита в XIV в., что вводит данные пещерные памятники в соответствующий исторический контекст.


Рис.1. а) Памятники пеньковско-колочинской (1) и пражско-корчакской раннеславянских культур по В.В. Седову (1979), с отметками пещерных христианских памятников (3) по Г.Атанасову (1993), с дополнениями автора (по Дону, Десне и Днепру) и Е.Базгу по Поднестровью (Bazgu. 1997. Р.11. Fig.1).

Еще более концептуальна версия Георги Атанасова, предложившего иное историческое осмысление, и даже попытавшегося ввести пещерные памятники в контекст определенного археологического континуума. Картографированные им основные пещерные христианские святыни Поднестровья и Добруджи (рис.1:3) (Атанасов. 1993. С.68. Обр.1), соотносятся с картой заселения Поднестровского региона, в период катастрофического разгрома Болгарского царства, начавшегося во второй половине X века. Тогда «на север от Дуная хлынула волна беженцев» – в том числе - монахов, устраивавших подземные скиты в Поднестровье, не затронутом византийской агрессией и южными походами киевского князя Святослава Игоревича (Атанасов. 1993. С.63). Именно в это время, наблюдается картина, характеризуемая Г. Атанасовым, как «апокалиптические разрушения в Добрудже».
Георги Атанасовым активно акцентируется связь подземных обителей с поздними балкано-дунайскими культурными реминисценциями в Поднестровье, представленными в последней третьи Х века памятниками типа Алчедар. Локальное скопление пещер Поднестровья (Bazgu. 1997. С.11. Fig.1) действительно имеет некоторое территориальное сопряжение с памятниками этой волны. Но это только два подземных монастыря Поднестровья – в Бутученах и Ципово – надежно территориально связанные с памятником Балкано-Дунайской культуры (культуры Дриду) – с раннесредневековой крепостью Калфа, а культура Дриду появляется на данной территории, - ранее времени, предложенного Г. Атанасовым, - не позднее середины IX века. Прочие пещерные памятники Поднестровья, судя по карте Г. Атанасова с дополнениями (рис.1:3) (Атанасов. 1993. С.64; Bazgu. 1997. С.11. Fig.1), образуют иные локальные скопления.
Отметки подземных христианских памятников в Поднестровье, с имеющимися дополнениями (Bazgu. 1997. Fig.1), совпадают с местами заселения позднего римского времени, в основном, – с поселениями носителей черняховской культуры (Славяне. 1993. С.126. Карта 23). Активные связи вдоль по Днестру и вероятное продвижение населения по этой водной магистрали, иллюстрирует карта находок римских импортов (Славяне. 1993. С.158. Карта 27). Возможно, это связано с памятниками типа Этулия, и с их продвижением с Низовьев Дуная, - из Мезии, где была основана первохристианская община ап. Андреем Первозванным, - на север, в Верхнее Поднестровье. Среди памятников черняховской культуры позднеримского времени в Поднестровье, в районе концентрации пещерных христианских святынь, наблюдаются и отложения киевской культуры (Щукин. 1988. С.207-214), генетически гомогенной памятникам типа Этулия (Гудкова. 1987. С.8-13; она же. 1989; Терпиловський. 1994. С.73-79). Возможно, в связи с этим «противостоянием», зоны концентрации пещерных христианских святынь Поднестровья составляют некие обособленные локусы в общем ареале черняховских памятников Поднестровского региона, потому, что памятники киевской и черняховской культур, консолидировавшихся во взаимном противопоставлении (Щукин. 2002. С.206), существуют в этом регионе чересполосно. Думается, пещерные отметки на карте (рис.1:3), скорее, могут маркировать наличие материалов киевской культуры. Это подтверждается наличием пещерных христианских святынь с престолом древнего типа и вне зоны черняховской, в ареале киевской культуры, Днепровском и в Донском бассейнах.
Зоны концентрации памятников следующего хронологического периода, по происхождению связанных с «киевскими», полностью соответствуют локусам, маркируемым пещерами. Районы заселения в VI-VII вв. (Федоров, Чеботаренко. 1974. С.18. Рис.2) накладываются с достаточно высокой степенью совпадения на картографию пещерных памятников, составляя единый континуум (рис.1:1,3). Это может свидетельствовать о связи древностей этого горизонта с созданием, а может – уже с использованием пещерных святынь, появившихся во времена предшествующего – черняховского (позднеримского) времени.


Рис.1. b) Пещерные памятники на фоне раннесредневековых этно-культурных массивов по В.В. Седову (1995).

Некоторая общность пещерных комплексов с материалами балкано-дунайской культуры, отмеченная Г. Атанасовым, может состоять и в том, что на памятниках VI-VII вв., связанных с локусами месторасположения пещерных святынь, имеются и более поздние славянские материалы, типа Луки-Райковецкой (VII-VIII вв.). Это раннеславянские поселения Лукашевка I, II и IV, Иванча IV и X , Лопатна, Глинжены III, Тарасовка I, Пояны, Алчедар IV, III, V и VII, городище Екимуцы; по р. Реуту - Бранешты I, Слободка, Скок (Федоров. 1960. С.240-246, 247. No 6 – 11; С. 278-279, 280, No 7 – 14, 20 – 22). Сюда и попадает керамика, являющаяся характерной для древностей Дунайской Болгарии - Балкано-Дунайской культуры (культуры Дриду) (Димитров. б/г. С.120–145. Табл.5–16; Шевченко. 2002. С.127).
Пещерные памятники Поднестровского региона входят в единый континуум и с древнерусскими поселениями IX-XIII вв. ([Атанасов. 1993. С.69. Обр.2; ср.: Федоров, Чеботаренко. 1974. С.73. Рис.9). Такое соотношение, как и наличие древнерусской фрагментированной керамики в слое у пещер Межигорья (Монастырька) над Серетом, Бакоты и других, - свидетельствует о продолжавшемся почитании пещерных святынь в этих местах в великокняжеский период X-XIII вв.: сюда ходили на богомолье и в IX-XIII вв. Судя по материалу (фрагментированной керамике), – найденному у множества пещер Приднестровья, - хождения на богомолье в эти места продолжались и в позднем средневековье. Но древнейшее использование пещерных святынь Поднестровья относиться не позднее времени распространения раннеславянских памятников в VI веке. Остановлюсь на некоторых из них.
К древним памятникам раннеславянского горизонта относится пещерный монастырь у с.Страдч Яворовского района Львовской области, с длинной привходной галереей (40 м), частично вырубленый в скальных породах высокого правого берега р.Верещицы (ок.270 м), частично занимающий естественные полости. В пещерах расположено несколько монашеских келий с выступами-лежанками, подземная церковь древнерусского времени («прямоугольный зал»), небольшой пещерный храм («круглый зал») с престолом древнего типа, и примыкающими сопрестолиями. Городище над пещерами было заброшено к XIV в., в XVII в. монастырь был возобновлен, как Греко-католический (униатский). Престол древнего типа не мог быть поставлен после 692 г. (Шевченко. 2004. С.196-201).


Свято-Троицкого пещерного скита у Сатанова. Поднстровье, Западная Украина. 1.- Погребальная ниша-аркасолий. 2.- Помещение келии. 3.- «Сопрестолия» в маленьких пещерных храмах (4).


Рис.3. 2. Служба в Свято-Троицком пещерном ските у местечка Сатанов Городоцкого района Хмельницкой области на 07.06.1995 г. (Духов день Троицкого праздника).

У местечка Сатанов над Збручем (притоком Днестра), на склоне Слепого оврага (заповедник «Медоборы») у с. Крутилов, в окружении раннеславянских памятников, в Троицком пещерном скиту (рис.2) сохранились реликтовые «сопрестолия» (рис.3) аналогичные первохристианским, существовавшим до VII в. в Египте (рис.4), происходящих от подобного элемента в храмах («монастерионах») эссенов (ессеев). Служба у подобных сопрестолий по сей день проводится по древнему «чину Иакова Старшего» (см.рис.3).


Рис.4. План (I) и вид от входа (II) на храмовую пещеру горы Кармел, Палестина. 1.- Вход. 2.- Оконце в скале. 3- Центральный столп-останец скалы. 4.- Скальные выступы-останцы сопрестолий. 5.- Возвышение, соответствующее «жертвеннику». 6.- Скальные выступы в виде полуколоннок. 7.- Лестница на нижние уровни подземных помещений. III. Cопрестолия в пещерном храме Вади Загра, VII в. (Египет).

Недалеко от пещерного скита расположена гора Богит – раннесредневековый славянский хутор VII-VIII вв. и небольшое укрепленное древнерусское городище, которое отдельные исследователи связывают с политеистическим религиозным центром (Русанова, Тимощук. 1993. С.32-35. Рис.20), по находке неподалеку знаменитого Збручского идола Свентовита (Святовита).
Пещерное помещение и храм у с. Стенка высечен путем подработки естественного, карстового грота. В своде жилого грота пробито широкое – 1,5 м. - вертикальное отверстие вверх, где над первой небольшой камерой, высечена в скале другая, - трапециевидная в плане 8 х 9 м. (высотой 4 м.). По центру восточной стены верхнего помещения высечен дополнительный кубический объем, углубленный в скалу еще на 3 метра. Здесь, как полагает исследователь этих подземных полостей - В.С. Артюх, располагался алтарь храма (Артюх. 1998. С.6-8). Рядом с «трехметровым помещением» в стене вырублена еще одна ниша, которую можно интерпретировать, как древнее литургическое устройство (жертвенник), вынесенное к пределам алтаря, в наос, как в древнейших христианских храмах (Муравьев. 1846. С.208). Многочисленные лапидарные знаки (в виде петель, перевернутого латинского «F» и свастики, как в других пещерных храмах: у с. Межигорье Тернопольской обл., в молдавских Бутученах, и др.), обнаружены на стенах храмового помещения у с. Стенка, где имеется также изображение креста, типа «мальтийского» - с расширяющимися ветвями, и «изображение бегущего зверя» (Суховей. 2001. С.269. Рис.1).


и разрез Загнитковского пещерного скита («пещера Кармалюка») по Л.Н. Суховей (1999; 2001). Одесская область (Украина).

Двухъярусное пещерное сооружение (рис.5) той же структуры, что и двухярусный храм с келией у с. Стенка, расположено возле с. Загнитков Кодымского района на севере Одесской области, на правом берегу р. Майстринцы (левый приток, впадающий в р. Днестр возле с. Рашков, где располагается «куст» хорошо известных черняховских и раннеславянских памятников IV-VI вв.). Верхняя камера Загнитковского пещерного скита соединена с нижней вертикальным «люком», и имеет еще и отдельный широкий выход (ориентированный на юг) в небольшой овражек (Суховей. 1999. С.141. Рис.1). В западной стене верхнего грота вырублена «ниша-лежанка», а в восточной – полуциркульная в плане апсида, по центру которой расположено литургическое устройство – ниша напоминающая древнейшие типы храмовых престолов.


пещерный скит в парке села Малеевцы Дунаевецкого района Хмельницкой области. Украина. Фотография Сергея Клименко, 2004 г.

Аналогичный «двухъярусный» пещерный скит расположен у с. Малеевцы Дунаевецкого района Хмельницкой области (рис.6). В алтаре - углубленной и несколько скругленной в плане стены, в виде апсиды, - вырублена ниша, нижняя часть которой образует поверхность престола (рис.7) древнего типа.



ниша (престол) и остатки ниши-жертвенника (справа) пещерного скита с. Малеевцы Дунаевецкого района Хмельницкой области. Украина. Фотография Сергея Клименко, 2004 г.

Справа возле алтарной апсиды видны остатки ниши с плоским «зеркалом» (тыльной стеной), и плоским горизонтальным дном, служившей жертвенником, вынесенным к наосу, как в синхронных храмах Крыма VI в. (рис.8), и в древнейшем («Малом») подземном храме Успенского пещерного монастыря Мега Спилеон в Греции, основанного в 362 г (рис.9).


Рис.8. Вверху: Вид на наос с алтарем (и примыкающим к стене престолом) пещерного храма «Донаторов» (фотография автора, 2006 г.). Внизу: Реконструкция И.Г. Волконской алтарной части пещерного храма «Донаторов» в Эски-Кермене. Крым (слева). План (справа) пещерного храма «Донаторов» по Ю.М. Могаричеву (1997. С.263. Рис.198).


Древний престол (1) и жертвенник (2) в пещерной церкви Успенского монастыря, названного «Мега Спилеон» («Большая Пещера»), основанная в 362 г. свв. Феодором, Прокопием и Ефросинией у города Калаврита. Пелопоннес, Греция. Фотография М.В. Соболевой, 2007 г.

«Выносной» престол древнего типа устроен в нише скального навеса, представляющего апсиду, высеченную в скале у с. Пидкамень (рис.10:1), в 12 км от Свято-Успенской Почаевской Лавры. Пещерные храмы (рис.10:2) этого комплекса еще ожидают своего исследования, как и высеченные в скале келии (рис.10:3).


Скала «Черного Камня» у с. Пидкамень в 12 км от Свято-Успенской Почаевской лавры (Украина), с пещерным скитом в скале: 1. - вход в пещерный храм; 2. - древний престол под скальным навесом; 3.- вход в келию. Фотография автора, 2006 г.

Столь же показательна микрогеография культурного контекста одного из древнейших, как представляется, пещерных комплексов Среднего Поднепровья, - пещерного монастыря Рождества Богородицы, в ур. Церковщина (Гнилец). Келии-затворы в этих пещерах выполнены так, как в ранневизантийской лавре Саввы Освященного (Палестина), и средневековых - на Руси (Зверинецкий и Киево-Печерский монастыри).



Рис.11. Келия-затвор с лежанками под тремя стенами. В тыльной стене над уступом «лежанки» - множественные ниши для размещения мощей (черепов) – т.н., «мироточивых голов». Пещерный монастырь в ур. Церковщина (Гнилец) возле Киева. Украина. Фотографии автора, 2006 г.

Но в одной из камер-«затворов» Гнильца расположена «костница» - «кимитирий мироточивых голов» (рис.11), свойственный ранневизантийским памятникам. Кроме того, один из храмов этого пещерного комплекса имел примыкающий к внутренней стене алтаря престол древнего типа (Верлюжский. 1880. С.25-26, прим.3). Аналогично устроен престол в маленьком храме пещер Зверинецкого монастыря (рис.12).

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

_________________
В единстве правда, а в розни бесчестье.
avatar
Руслан Остров
Admin

Сообщения : 3884
плюсы : 6328
Дата регистрации : 2012-09-06
Возраст : 49
Откуда : Екатеринослав

http://svyatynya.blogspot.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения